6-Й ТУР. «МЕТАЛЛИСТ» — «ШАХТЕР» — 1:3. Отчет о матче

Получив на орехи от «красных быков» Зальцбурга в квалификации Лиги чемпионов, вице-чемпионы страны из донецкого «Шахтера», по всей видимости, были преисполнены желания в Харькове искупить свою вину перед родными болельщиками. Сие явно не входило в планы игроков «Металлиста», которые после уверенной домашней победы над «Таврией» сами хотели прервать серию неудачных игр с оранжево-черной дружиной столицы Донбасса.

 

СКОРБИМ И ПОМНИМ…

 

За сутки до матча из стана «Шахтера» поступило трагическое известие в скоропостижной кончине на 63-м году жизни спортивного директора клуба и экс-наставника команды Виктора Прокопенко. Можно было не сомневаться, что многие весть об этом встретили с содроганием и неподдельной печалью. Понятное дело, что началу матча предшествовала минута молчания, которой игроки команд, тренеры и обслуживающий персонал, а также многочисленные болельщики, заполнившие харьковский ОСК едва ли не под завязку, отдали дань уважения специалисту, под руководством которого, кстати, свой первый в истории поединок провела национальная сборная Украины.

Напротив сектора с харьковскими фанатами был вывешен плакат «Прокопенко помним!». Но дальше их пошли донецкие болельщики. За несколько минут до стартового свистка киевского рефери Шебека в их секторе появился длинный растяг. Был он черного цвета, а в его середине было начертано одно-единственное слов «Скорбим…» То, что у донецких фанатов скорбь не поддельная, а откровенная и чистосердечная – стало ясно по первым минутам поединка. Дело в том, что встретили они игру в гробовом молчании, и в тишине провели весь первый тайм. «Шахтер» получил поддержку родной торсиды только с возобновлением матча после перерыва. И, забегая вперед, стоит заметить, что пришла она к горнякам в самый нужный момент.

 

БЕЗ ПОРЦИИ НОВАЦИЙ…

 

Наставник харьковчан Мирон Маркевич решил стартовый состав выигрышного матча против крымчан не менять. Как и в той игре, команду на поле с капитанской повязкой вывел Северин Ганцарчик, что было следствием отсутствия на последнем рубеже команды ее лидера Александра Горяинова. Того в воротах повторно заменил Андрей Тлумак.

После поединка главный тренер харьковчан признался, что упрекнуть хоть в чем-то вратаря он не может. Мол, ни в одном из пропущенных мячей Тлумак не виноват. Возможно, это и так, но нельзя не отметить, что в действиях 28-летнего уроженца Львова вовсе не чувствовалось уверенности и хладнокровия, что могло, по идее, добавить веры в свои силы его партнерам по обороне. А последняя, как и против таврийцев, явила собой новационный вариант – компанию Бордияну (справа), Ганцарчику (слева) и Обрадовичу (в центре) составил Папа.

Помнится, после поединка с «Таврией» приходилось отмечать, что Папа выдал отличную игру и по праву стал одним из лучших в стане «Металлиста». Но то было во встрече, в которой харьковчане сыграли «на ноль». Воскресным же вечером в их воротах побывало сразу три мяча, однако у нас имеются все основания вновь заявить, что Папа и на этот раз был лучшим у хозяев.

 

…НО С «БАГАЖОМ» НЕРЕАЛИЗАЦИЙ

 

Перед игрой Маркевич в одном из своих интервью признался, что его подопечные, похоже, уже созрели для того, чтобы не испытывать дрожь в ногах, выходя на поединок со столь грозным оппонентом. «По крайней мере, мне хотелось бы верить, что это так», — откровенно признался тренер. В голове же, читая его слова, почему-то табуном пронеслись мысли о том, что, все-таки, на самом деле может помешать футболистам «Металлиста» выжать максимум из отсутствия боязни перед грозной донецкой командой. Откровенно признаюсь: нашел лишь одно обстоятельство, а именно – нереализацию благоприятных моментов. То, что они у харьковчан будут, сомневаться не приходилось. И было ясно, что от того, как они ими распорядятся, зависит и их настрой по ходу встречи, и итоговый результат поединка.

Вы готовы поспорить, что это так на самом деле? Тогда предположите, что бы происходило на поле, начиная с пятой минуты, отличись Нвоха. Получив от Рыкуна передачу из глубины поля, он оказался перед одним Езерским, грамотно его болтанул и нанес с линии штрафной несильный, но грамотный удар в противоположный, левый от себя, угол ворот Пятова. Прервать полет мяча вратарь был бессилен, но его выручила неточность нигерийского форварда – мяч покинул поле в сантиметрах у стойки.

Вскоре возможность смачно и опасно приложиться к мячу появилась у Девича. После срезки Езерского он оказался расторопнее всех во вратарской «Шахтера», однако, нанести сильный удар со «второго этажа» серб не сумел. А прошло три минуты, как Девич на ровном месте на 180 градусов развернул острую и перспективную атаку, убив в ней интригу на корню. Получив мяч от Рыкуна, он, как стоячего, объехал Езерского и вывалился на великолепную ударную позицию – метрах в 13-ти прямо перед Пятовым. Почему Девич не стал бить, а решил поискать партнеров сзади, определить нереально, так как это здравой логикой пояснить сложно. Первым попавшимся на глаза сербскому полузащитнику оказался Валяев. Передачи от партнера, который мог решать эпизод в одиночку, он явно не ожидал, посему нанес из-за штрафной откровенно неподготовленный удар.

 

ЕЕ НЕ ЖДАЛИ, А ОНА…

 

Да-да, речь о расплате, которая последовать по такой игре должна была неминуемо. Горняки абсолютно ничего сверхъестественного и экстраординарного не демонстрировали. Казалось, что они сознательно решили укатать бравых харьковчан, привыкших брать своих соперников дома мощной игрой и запредельным азартом, элементарным флегматизмом и едва ли не полным равнодушием к происходящему на поле. Возможно, это и ошибочная точка зрения, но, согласитесь, право на жизнь она имеет, ведь исполнители в оранжево-черной форме (а сегодня она была бело-черной) как-то вальяжно распоряжались мячом и шли в атаку нехотя. Единственным игроком, кому все было нужно больше остальных, являлся Александр Гладкий, которому юный возраст не позволяет еще терять жажду к забитым мячам. На 21-й минуте он получил в штрафной передачу от Жадсона, присмотрелся и нанес прицельный «выстрел» в дальний нижний угол ворот Тлумака – 0:1.

 

ПОШЛИ КАЧЕЛИ

 

Пропустив, «Металлист» чудом, уже спустя какие-то семь минут, не «горел» со счетом 0:2 или вовсе 0:3. У команды практически в одночасье и напрочь испарилась скорость в средней линии поля. Получая контроль над мячом, харьковчане не сильно спешили доставить его в линию атаку, а притормаживали. При этом негатива добавляло и то, что хозяева уж очень грешили браком при передачах в районе центрального круга. И что было досадно вдвойне, практически, на ровном месте могли соорудить себе неприятности. Скажем, на 27-й минуте Ганцарчик выдал удобную передачу на ход Жадсону. После этого Тлумака поочередно чудом не «расстреляли» все тот же Жадсон и Лукарелли.

Благо, последний эпизод собрал харьковчан, и они соорудили достойный ответ дончанам. Через три минуты после многоходовки с участием Данилова, Слюсара, Ганцарчика и Нвохи прочность крестовины ворот Пятова проверил Рыкун. Прошло еще столько же времени, и убойный момент запорол Девич. Оказавшись метрах в 10-ти перед голкипером гостей, он умудрился нанести неточный удар – прямо над перекладиной.

Но наибольшее разочарование поклонников «Металлиста» постигло за мгновения до свистка на перерыв. Слюсар, неожиданно подключившийся в атаку, получил в штрафной сзади по ногам от Езерского – пенальти. К «точке» подошел «штатник» Рыкун, но дуэль Пятову проиграл…

 

И ВСЕ-ТАКИ, ВСЕ-ТАКИ, ВСЕ-ТАКИ

 

В перерыве Мирон Маркевич выпустил вместо Ганцарчика на поле Зезе, доверив тому правую бровку полузащиты. Этот ход тренера повлек за собой приличные тактические перестановки (Бордиян перебрался в защите на правый край, а его левую бровку занял Данилов) и неприятности для «Шахтера». Не прошло и четырех минут с момента возобновления встречи, как Зезе устроил настоящее «шоу одного актера». Он на скорости оставил не у дел Раца, после чего поиздевался над Чигринским и выдал классную передачу Валяеву. Тот в касание нашел Слюсара, а далее мяч оказался у Девича, который что есть силы пробил в ближний угол – 1:1!!!

 

СТАЛОСЯ НЕ ТАК, ЯК ГАДАЛОСЯ

 

В тот момент подумалось, что игрокам «Металлиста» не составит большого труда дожать своих оппонентов, которые, как и до перерыва, скоростями передвижения по полю не отличались, большинство своих атак проводили в позиционном наступлении и владениям харьковчан практически не угрожали. Но… Не тут-то было. Через минуту после гола Маркевич решил убрать с поля единственного форварда Нвоху и выпустил вместо него защитника Бабича. Последний занял позицию в центре обороны вместе с Обрадовичем, а Папа передвинулся в среднюю линию, ближе к нападению. Таким образом, на передовой у харьковчан оказался… один лишь Рыкун, которого в качестве «чистого» форварда представить крайне сложно. Нет, представить-то можно, но толку команде от этого будет мало.

Вот и харьковчане получили минимум выгод для себя от этих перестановок. Тем более, что отдельные исполнители команды провели крайне неудачную концовку второй 45-минутки. Начиная примерно с 60-й минуты, гол в ворота «Металлиста», что называется, назревал. Чего стоит лишь одна атака оранжево-черных, завершившаяся тем, что вначале Гладкий познакомил мяч со штангой, а затем Фернандиньо – с перекладиной. Гром грянул на 68-й минуте. Подача Срны с углового нашла во вратарской желто-синих Фернандиньо, удар головой которого пришелся аккурат в дальний угол – 1:2.

Тут же вошедший в игру Антонов попытался вернуть нападению «Металлиста» мощи, но в стане «Шахтера» уже во всю ширь разворачивались бразилец Брандао и его южноамериканский коллега по амплуа, мексиканец Кастильо, который впервые вышел на поле в футболке горняков. Именно Кастильо, взяв себе в «сообщники» еще одного бразильца Илсиньо, на 85-й минуте нанес по борту харьковчан последнюю пробоину. Он одним пасом разрезал всю защиту «Металлиста» и вывел Илсиньо на отличную ударную позицию. Тот, хоть и с острого угла, пробил идеально точно – 1:3…

 

ХОТЕЛИ, НО НЕ СУМЕЛИ

 

Понимая, что потеряно многое, кроме чести, игроки «Металлиста» последние минуты встречи провели в атаке. Чего-то опасного у ворот Пятова им в результате создать так и не удалось. Но, уверен, надолго настоящим поклонникам команды запомнится то, как себя в эти минуты с наилучшей стороны проявили Папа и Зезе. Они вели за собой партнеров, однако поддержку ощущали не всегда и не от всех.